сергей никольский (groningen_sn) wrote,
сергей никольский
groningen_sn

Category:

Живопись Крестоносцев. Часть III (продолжение)

Первая часть.
Вторая часть.

НАЧАЛО МОЕГО РАССКАЗА. ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ
После того, как я на нескольких примерах показал, как в искусствоведении пишется связное повествование и устанавливают детали и факты, я могу начать подробный рассказ про иконы и стенные росписи крестоносцев.

Небольшая справка:
Первый крестовый поход 1096 и образование латинских государств на Востоке 1099
Утрата крестоносцами Иерусалима 1187
Завоевание латинянами Кипра 1191
Четвертый поход, завоевание Константинополя, образование латинских государств на части бывшей Византийской империи 1204
Второй захват Иерусалима 1229 и его потеря 1244
Падение Акко и других городов крестоносцев в Святой земле – 1291
Кипр под властью Венеции 1489-1571
Крит под властью Венеции 1205-1669

Теперь можно задать несколько вопросов:
Что такое живопись крестоносцев и где она сохранилась?
Можно ли определить основные стилистические особенности этого искусства?
Для кого и когда писались иконы и фрески?
Кем были художники, которые их писали?

Во все времена, в любом государстве искусство необходимо. Это странно, но это так. Понадобилось оно и в латинских государствах, которые возникли в Восточном Средиземноморье после крестовых походов. Там писались иконы, миниатюры и фрески, ваялись скульптуры, строились замки и церкви. Однако нельзя механически считать, что всё, что было сделано в занятых латинянами землях, это искусство крестоносцев. Например, через год после завоевания Кипра Ричардом Первым на острове в горах Троодос была расписана церковь Панайя ту Арака. Естественно, что ее фрески не имеют к искусству крестоносцев никакого отношения, это росписи православной церкви, исполненные в византийском стиле, другие же фрески или иконы, написанные позднее, после того, как на острове утвердилась латинская, иноземная власть могут иметь какие-то западные черты. Не только на Кипре во время латинского управления для местного населения создавались фрески и иконы, на которые никак не повлияли вкусы и запросы новой власти, так было повсюду. В Ливане можно видеть фрески 13 века с надписями на арабском, выполненные в местной манере, безо всяких признаков западного влияния. Вероятно, искусством крестоносцев можно назвать лишь образы, созданные в появившихся латинских государствах для западных заказчиков, образы, обладающие определенными западными чертами, и хотя количество этих западных черт раздуто учеными до невозможности, они на самом деле существуют и выделяют иконы в особую группу.
Вопрос, кем по национальности были художники, их создававшие, является одним из самых обсуждаемых и, на мой взгляд, не очень интересным. Я коснусь этого ниже. Кроме того, он и несколько нелогичен. Если художник, допустим, из Парижа приезжал в Святую землю и продолжал работать в своей манере, то его произведения будут неотличимы (учитывая, конечно, авторскую неповторимость) по стилю от других французских художников того же времени, работавших в самой Франции, и не попадут под определение живописи крестоносцев. Когда говорят про автора живописи крестоносносцев, часто используется одна и та же, непонятно откуда взявшаяся схема: западный художник (из Парижа, Венеции, Тосканы, любого другого места), приехав в Палестину, обзательно должен попасть под сильнейшее влияние византийской живописи и немедленно и безусловно переменить свою манеру письма на византийскую, однако при этом он обязан не утратить свои прошлые умения, они должны быть узнаваемы и читаться в его новых произведениях, помимо этого он должен работать бок о бок с другими приезжими художниками из других стран в мастерских Сен-Жан д'Акра или Синая и перенимать у них черты их национальных школ, которые они тоже не вполне позабыли, точно так же попав под подавляющее влияние византийского искусства. (Естественно, что подобные «теории» отражают нынешнюю и только нынешнюю политическую ситуацию в мире, которую называют «глобализацией», «мировой деревней» и так далее.)
Рассказы в стиле такой ненаучной фантастики и составляют суть ныненшней науки, и даже если Робин Кормак критикует Ярослава Фолду за избыток фантазии, то в своих статьях он позволяет себе придумывать подобные невероятные истории. Да что говорить, тоже несколько раз ловил себя за руку, когда честно хотел соорудить амальгаму из совершенно разнородных фактов, чтобы объяснить непонятные моменты и поддержать собственную точку зрения.
При этом историки искусства Святой земли оперируют всего лишь несколькими десятками икон (их меньше двухсот) и дюжиной росписей и мозаик. На Синае находятся 120 икон крестоносцев, совсем немного находится в разных других музеях, часто это иконы с Кипра. Пара-другая росписей стен сохранилась в Палестине, есть фрагменты фресок в Константинополе, Сирии и Ливане. Сохранились росписи церквей в Греции, которые были сделаны во время западного правления, но они всё же под определение «искусства крестоносцев» не попадают. Да и византийское искусство того времени, с которым необходимо сравнивать искусство крестоносцев тоже до нас почти не дошло, тот один уцелевший процент от всего, что тогда было создано, вряд ли может быть верным ориентиром и надежной точкой отсчета, для построения множества теорий.
Что еще определяет живопись крестоносцев?
По идее тут надо бы упомянуть стиль. Стиль, язык произведения, взгляд художника это самое интересное, это, по-моему, самое важное в истории живописи. Знаменитый итальянских Ренессанс как раз и является прекраснейшим примером того, как внезапно изменилось видение художника, как вдруг живописцы стали писать картины по-иному, а не так, как это делалось столетиями до них. Но Ренессанс это слишком большой пример, бывают отличия помельче, которые тем не менее важны, и которые надо знать, если кто-то хочет разбираться в истории искусств.
Так что же можно сказать про искусство крестоносцев?
Я осторожно утверждаю, что достоверных стилистических особенностей, которые позволили бы безоговорчно отнести неизвестную икону к группе «икон из Латинского королевства» не существует. Эти образы написаны в рамках византийского канона, на языке византийской живописи. Если же искусство, сохранившееся в монастыре св. Екатерины, и отличается от византийского, то оно отличается от него не более чем искусство других местных школ, чем живопись Сербии, Кипра или другой окраины византийской сферы отличаются от константинопольского искусства и друг от друга. В той же степени эта живопись похожа на живопись соседей, не случайно Кипру иногда приписываются различные иконы крестоносцев. Хотя живопись крестоносцев и любопытна, но не существует каких-либо ярких отличий, чтобы можно было рассматривать ее как нечто исключительное.
На мой взгляд, в искусство крестоносцев надо включать все иконы и фрески, которые так или иначе были связаны с государствами латинян в Святой земле, то есть все произведения, которые связаны с ним общим временем и территорией, и для этого совершенно излишне доказывать, что некий художник был французом, который бОльшую часть жизни прожил в Акко, желательно отстраниться от конвенций историков искусства и признать, что доказать это – невозможно.
Влияние живописи крестоносцев на художников Европы было минимальным.
Нет никаких веских доказательств, которые говорили бы, что эта живопись способствовала проникновению византийского искусства в Италию.
К этим своим утверждениям (осторожным) я вернусь в самом конце главы.

ПРИЗНАКИ ИСКУССТВА КРЕСТОНОСЦЕВ И КАК ПИШЕТСЯ ИСТОРИЯ
Тем не менее, живопись крестоносцев существует, а поэтому желательно или даже нужно выделить несколько отличительных ее черт, хотя, конечно, истолковывать и интерпретировать их можно по-разному.

МЕСТОНАХОЖДЕНИ И ДАТА
Одним из главных признаков будет местонахождение иконы. Чтобы икона была признана за икону крестоносцев она должна происходить из монастыря св. Екатерины на Синае. Это наилучшее место. Если это невозможно, то вторым, но значительно менее удачным источником таких икон будет Кипр. Если же происхождение иконы неизвестно, то обычно принадлежность к искусству крестоносцев не станет первой возможностью, которую рассмотрит ученый, пишущий об атрибуции. Именно это и произошло с диптихом из Чикаго: он был в европейской коллекции, и никто не предположил, что диптих происходит из Латинского королевства. Помимо места происхождения икона обязана удовлетворять и некоторым иным условиям – она должна быть датирована 13 веком, исполнена в византийской манере, а кроме того, в ней необходимо присутствие иных особенностей, которые я перечисляю.

ЛАТИНСКИЕ НАДПИСИ
Один из этих признаков – надпись на латинском языке при общем византийском стиле изображения. Если на Синае находят икону (местонахождение никогда не теряет своей важнейшей роли) с латинскими надписями, а не с обычными для Византии греческими, то заключают, что икона – латинская. Приведенная мной выше икона Распятия (№4) считается западной в частности и потому, что надписи там – латинские.
Хотя не всегда надпись гарантирует правильную атрибуцию.
Вот единственная чудотворная икона Синайского монастыря. №6 Богоматерь Аристерократоуса Начало 13 века. Византийская манера письма. Предполагают, что икона в поздневизантийское время переписана кипрским мастером (это предположение означает, что сообщество ученых не достигло единства мнений и выбрало вариант, который удовлетворит разные группы ученых). Присутствует латинская надпись: «Создатель мира, которого Дева держит на своих руках». Надпись несколько смущает исследователей, ей ищут объяснения, но саму икону считают византийской, каким-то образом связанной с крестоносцами. Не мне решать, сделана ли была икона для крестоносцев или нет, но это хороший пример, что не может быть автоматического решения, когда дается атрибуция.
http://ic.pics.livejournal.com/hortulus/62333882/9135/9135_900.jpg
0006

Створки этой иконы.
№7 http://www.vidania.ru/icons/sinai_vizantiiskie_ikony/bogomater_bematarissa_triptih_stvorka_1_640.jpg
№8 http://www.vidania.ru/icons/sinai_vizantiiskie_ikony/bogomater_bematarissa_triptih_stvorka_2_640.jpg
0007
0008

Важно помнить, что почти любое утверждение можно оспорить и выразить серьезно обоснованные сомнения, любую деталь можно истолковать по-разному. На многих иконах надписи могут быть и на греческом, ниже я приведу несколько таких икон. В их случае фактором, влияющим на решение, должно быть что-то иное. К сожалению, мы не знаем, почему надписи на иконах, сходных по манере, делались иногда на одном, а иногда на другом языке.
Каким-то образом сложилось, что искусствоведы готовы истолковать любую деталь так, чтобы она поддерживала их теорию. На иконе №34 на книге, которую держит Христос вообще нет текста, но для Вайцмана это явилось доказательством, что у латинского художника были проблемы с греческим языком и он колебался, не зная, какую надпись поместить (латинскую или греческую), а потому оставил страницы пустыми и без текста. Как Вайцман догадался про это, нам неизвестно. (Икону потом вообще сочли коптской и не имеющей отношения ни к грекам, ни к латинянам.)
Я не совсем уверен, так ли это важно, кем по национальности был художник, работавший для крестоносцев, но для традиционных искуствоведческих разборок это несомненно вопрос первостепенной важности. Обычно говорится, что для греческого заказчика художник из западноевропейской страны делал греческие, а для западного латинские надписи. Почему-то никогда (!) не рассматривается возможность, что греческий, византийский художник писал иконы и для западных, и для восточных заказчиков. Еще бы, если признать последнее, то сильно надутый пузырь живописи крестоносцев сильно сократится в размерах, если не пропадет совсем (в той форме, в какой его нам сейчас преподносят).
Да и вообще надписи (даже на латинском!) не убеждают окончательно, что художником был западный европеец. В монастыре св. Екатерины есть несколько икон с надписями по-арабски. И? Что выбор языка значит в таком случае? Будем ли мы по аналогии считать художника непременно арабом, работавшим для арабов, изображавшим арабские типы лиц и сосредоточенным на арабских темах? Будем ли мы искать черты арабского стиля живописи вот в такой иконе конца 12 – начале 13 века?

№9 Илия
0009

Вот фрагмент с арабской надписью: №9
0009a

Хотя я уверен, что если искусствоведы возьмутся, то они несомненно найдут сходство чего угодно с чем угодно, в том числе тысячи похожих деталей в арабских манускриптах, архитектуре Мекки и украшениях дамасских клинков.
Глядите, вылитый араб! №9
0009b

ИКОНОГРАФИЯ
Еще один признак – иконография. Важнейший признак, к сожалению, допускающий интерпретацию и многочисленные натяжки.
Но вот хороший пример грамотной атрибуции.
Икона №10 Христос во славе из монастыря св. Екатерины на Синае. Начало 13 века, возможно ок. 1200 г.
0010

Стиль иконы можно принять и за византийский, но! Местонахождение иконы – Синай. Надписи с именами евангелистов на латинском. Важный фрагмент иконографии латинский: символы евангелистов написаны отдельно от мандорлы Христа. В византийском же, а позже в русском искусстве евангелисты как бы выходят из ореола славы и не отделены от него.
В этой же самой иконе присутствует еще одна деталь, которую можно увидеть на многих иконах крестоносцев. Граница нимба украшена белыми точками (считается, что они символизируют жемчужины). Несмотря на то, что нельзя считать эту черту полностью надежной для атрибуции, сочетание жемчужного нимба, местонахождения, иконографии и латыни является достаточным, чтобы приписать эту икону искусству крестоносцев.

ЗАПАДНЫЕ СВЯТЫЕ
Еще можно быть вполне уверенным, что икона, это икона крестоносцев, если на ней изображены западные святые. Для этого, конечно, икона должна происходить из правильного собрания и быть исполнена в византийской манере (ведь нельзя же называть любую икону в западном стиле с западным святым и находящуюся в Европе – иконой крестоносцев).
№11 Святые Павел, Иаков старший, Стефан, Лаврентий, Мартин Турский, Леонард Лиможский Последняя четверть 12 века. Находится в монастыре св. Екатерины.
0011

Надписи на латыни. Трое святых – Лаврентий, Мартин Турский, Леонард Лиможский – западные. Иконография странная для Запада и Востока. Одна из немногих (двух или терх) икон крестоносцев, исполненных в 12 веке.

ЗАПАДНЫЕ ДЕТАЛИ И ВЫДУМЫВАНИЕ ЗАПАДНЫХ ПРИЗНАКОВ
К этим важным критериям иногда добавляют другие, на мой взгляд гораздо более проблематичные, это получается, когда ученым кажется, что часть иконы (или картины) напоминает им какую-то другую икону (или картину).
№12 Деисус и пять святых Конец 13 века. Икона крестоносцев.
0012

Хотя надписи на греческом и одеяние у центрального святого византийское, но у святых тонзуры, которых у монахов на Востоке не было. Это на самом деле важная причина. Но решив (из-за тонзур), что икона написана для крестоносцев (вероятно, это на самом деле так), начинают искать другие признаки. И находят:
«Разделение на две части немного напоминает итало-византийские алтари». (Мне тут не нравится слово «немного», да и никакие такие итало-византийские живописные алтари 13 века не приходят на память!)
И еще: «лицо Мадонны напомнило сиенскую живопись». Напомнило живопись... Мне эти слова не нравятся еще больше.
Странная иконография (если она странная) заслуживает рассмотрения, но когда одна живопись напоминает другую... Это не определение, это подгонка под гипотезу. На этом фантазия ученых не останавливается – художника считают итальянцем с Синая или Кипра, хотя можно, вероятно, считать и греком оттуда же или из любого другого соседнего места.

ЖЕМЧУЖНЫЕ НИМБЫ
Жемчужные нимбы когда-то считались (Вайцманом) наивернейшим признаком живописи крестоносцев. Но когда на них стали обращать больше внимания, то выяснилось, что такое украшение присутствует иногда на изображениях, никакого отношения к крестоносцам не имеющих.
Фрагмент иконы 9-10 века из Синая: у святых жемчужные нимбы, но до появления крестоносцев остается еще пара веков.
№13 Св. Федор Тирон и св. Георгий
0013

Кроме примера ранней иконы в монастыре св. Екатерины имеется немало икон, написанных уже после крестоносцев. Вот поздняя икона (русская) с таким же жемчужным нимбом.
№14 Иоанн Креститель
0014

Художник был явно не крестоносец, а то что он использовал для украшения нимба точки... Ну да, художники люди творческие, они не обязательно только копируют, могут что-то придумать и сами. Если же кто-то настаивает, что художники обязательно должны подглядеть и своровать, то для этого не обязательно быть крестоносцем, в св. Екатерине испокон веков были иконы с жемчужными нимбами. Судя по всему, на Синае любили этот мотив и использовали его на протяжении многих столетий – до, во время и после крестоносцев.
В завершение еще два примера:
Синайская икона 16-17 века с точками на нимбе:
№15 Богоматерь
0015

Фреска из Апулии 12-13 века. Из крипты сан Вито Веккио. Гравина. Museo Santomasi Pomarici
№15а Жены-мироносицы
http://fondazionesantomasi.it/wp-content/uploads/2013/10/CRIPTA-SAN-VITO-VECCHIO-28-3066.jpg
0015a

Деталь крупнее.
0015b
Subscribe

  • (no subject)

    На настоящем корабле, придуманном художником.…

  • (no subject)

    *** Кто страшней, чем псих с обрезом? Кто на свете всех опасней? Кто из бестий всех зубастей? Это время на запястье и будильник заводной. Календарь –…

  • (no subject)

    О том, что такое Италия в представлении голландца, там не побывавшего (или побывавшего).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments