сергей никольский (groningen_sn) wrote,
сергей никольский
groningen_sn

Categories:

Живопись Крестоносцев. Часть IV (продолжение)

Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.

БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ ИСКУССТВОВЕДОВ
Если у исследователя возникает неожиданное ощущение, что перед ним икона крестоносцев, однако же на иконе нет явных признаков этой живописи, то для доказатеельства догадки в ход идут самые странные утверждения, не имеющие к фактам, по-моему, никакого отношения. Вот одна из таких икон, про которую наговорено слишком много.
В этом №16 Деисусе с 14 апостолами (13 век, находится в монастыре св. Екатерины, Синай), исполненном по канонам византийской школы (далее я цитирую статью Ярослава Фолды из многотомника The History of the Crusades, Kenneth M. Setton. (ed.) / Четвертый том The art and architecture of the crusader states (1977) Harry W. Hazard (ed.)),
0016

присутствуют такие латинские (по мнению ученого) особенности:
Марк и Лука среди апостолов. (Не берусь судить, тут надо в подтверждение данной гипотезы найти другие западные иконы с 14 апостолами (с Марком и Лукой) и Деисусом, которые были бы сделаны в 12 и 13 веках. Я таких не знаю. И еще надо иметь хоть какой-то ряд византийских похожих изображений, и надо, чтобы все они были БЕЗ Марка и Луки.)
Энергичный стиль. (Любой стиль можно назвать энергичным. Помните все эти утверждение про динамичную готику?)
Немецкий аромат в экспрессивном изображении голов. (Мне нечего возразить, я этого предложения не понимаю.)
Активные массы драпировок похожи на часть иллюстрациий в миссале из Перуджи (вот мы и встретились с нашим хорошим знакомым – миссалем из Перуджи, драпировки кажутся Фолде похожими... ну-ну. Часть иллюстраций миссала из Перужи тоже звучит странно, потому что там всегдо две иллюстрации.), поэтому художник, возможно (никто не утверждает ничего категорически), француз, как и второй художник миссала из Перуджи (опа! и в миссале из Перуджи с художниками, оказывается, разобрались!), потому что это демонстрирует его манера в изображении фигур, а значит, икону можно датировать 1250 годами.
Это доказывает (????) богатство художественных и культурных переплетений в живописи крестоносцев.

Тот же Ярослав Фолда в другой своей книге 2005 года
(Crusader Art in the Holy Land from the Third Crusade to the fall of Acre: 1187 – 1291)
видит такие латинские черты (почему-то совершенно заменившие первый набор западных признаков, словно ему было для чего-то важно заставить читателя поверить, что икона западная, а суть аргументов не имеет никакого значения.).
Трон Христа – западный, трон похож на другие иконы французско-византийско-крестоносного стиля (звучит не слишком убедительно; если бы было много таких тронов на западных иконах – и то этого было бы недостаточно, ведь, как я уже говорил, от византийской живописи того времени уцелел лишь один процент, вероятность, что такие троны могли быть византийские вовсе не мал, особенно если учесть, что почти всё остальное в иконе – из византийского искусства. Почему-то берется один западный (который нам навязывается как западный) элемент, на него обращается внимание, а на византийские черты никто и смотреть не хочет. А если на полностью западном образе из Европы найдется пара византийских элементов, будет ли это означать, что художником был византиец?).
Важное место Петра и Павла характерно для состава групп на иконах крестоносцев, а кроме того, видны параллели с тремя другими иконами с Синая. (На тех иконах на самом деле изображены Петр и Павел, но совершенно в разных манерах, в другом виде и в другом месте. Попытка как-то связать важность Петра и Павла именно с искусством крестоносцев выглядит вполне комической.)
Вайцман о той же самой иконе писал, что она копирует византийский эпистилий (деревянный брус в иконостасе), что композиция иначе нелогична, потому что часть апостолов смотрят на пустое место, а значит икону заказал крестоносец. (Слишком выдуманная история, на мой вкус. Безаппеляционная уверенность в том, что именно он, Вайцман, понимает логику иконописцев, вызывает смешанные чувства. А крестоносца он приплел в конце предложения, я уж и не знаю, почему.)
Икона похожа по стилю на другие работы, выполненные в Акко, хотя художник отличается сильной индивидуальностью (это значит, что ни на кого не похож), но там присутствуют некоторые детали, похожие на манеру Акко – круглые глаза, иногда придающие (то есть не всегда придающие) сильное эмоциональное выражение, а кроме того, апостолы коренасты, твердо стоят на земле, закутаны в вихреподобные драпировки, которые иногда (то есть не всегда) повышают эмоциональное качество фигур.(Про школу Акко мы уже говорили подробно.)
Еще эти фигуры похожи на склоненных ангелов на миниатюре в миссале из Перуджи (снова Перуджа!) своей приземистостью и массивным взвихрением мягко смоделированных драпировок, а также типом головы со странными глазами. А еще эти фигуры (добавляет почему-то Вайцман) похожи на византийские фрески Троицы в Сопочанах (это значит, похожи не только на западный миссал из Перуджи, но и на византийскую живопись).
Вот взвихренная одежда ангелов из Перуджи: №17
0017

Вот «взвихренность» в нашей иконе: №16
0017a

Напоминает. Но немного. А может, и нет. Да и вообще, как сравнивать миниатюру и икону?.. Сказать определенно ничего нельзя, потому что такая степень «напоминания» найдется еще во многих десятках византийских икон.
Сама же икона выполнена в византийской манере, надписи греческие. Но нимбы украшены точками. Эти точки и на самом деле могут означать, что икона латинская (хотя и существует мнение, что точки-жемчужины ставили, чтобы чуть архаизировать изображение, сделать его связанным с более древними образцами, которые сохранились в монастыре. св. Екатерины, но это мнение опять-таки недостаточно подкреплено, а скорее всего и выдумано). Но, как мы помним, нельзя сказать, что «я не знаю, откуда эта икона», вот и насочиняли про нее бессмысленных фраз.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ (НАЧАЛО)
Подобные атрибуции – на основании немецкого аромата в изображении голов, круглых глаз, которые лишь иногда придают голове эмоциональное выражение, и присутствия Петра и Павла делаются, потому что невозможно писать только про надписи и иконографию (которую кроме того, надо знать, а это трудно). Нужен рассказ. Рассказ этот ведется не для публики (ей он неинтересен, и оспорить его она никогда не сможет, публика безропотно принимает надпись в музее за истину), а для научного сообщества. Подобные риторические упражнения необходимы, чтобы отличить своих (которые принимают эти правила) от чужих (вроде меня), да и вообще таковы условия игры – необходимо искать аллюзии и связи между картинами, никак друг к другу не относящимся. И тогда для написания рассказа в дело идет любой факт, любая деталь. Ученые очень часто сочиняют захватывающие рассказы, основываясь на совсем поверхностном прочтении факта, на невероятном умозаключении.
Вот икона крестоносцев №18 Св. Георгий и св. Федор Стратилат. 1220-е гг. Синай.
0018

Надписи на греческом, но, как всегда пишут в книгах: «святые со знаменами крестоносцев», а это доказывает, что это икона крестоносцев.

ОТСТУПЛЕНИЕ ПРО ЗНАМЕНА КРЕСТОНОСЦЕВ
В этом и в других случаях меня всегда смущает расплывчатость определения. Непонятно, какой это крест, генуэзский? Он вроде бы немного другой... Что это за знамя крестоносцев? У них были самые разные знамена. Книга Гротовского про развитие иконографии святых воинов с 9 по 13 век знамена упоминает совсем вскользь и обтекаемо (опять обтекаемо!) Вот несколько абсолютно разных видов знамен, которые можно видеть на иконах и фресках крестоносцев.
Красный на белом, на только что приведенной иконе: №18
0018a

Красный на белом поле во весь размер флага:
В частности на иконе из монастыря св. Екатерины на Синае со №19 св. Сергием и Вакхом
0019

Вот еще один флаг – белый на красном фоне:
Фреска №20 св Вакха в монастыре святого Моисея Абиссинского (Деир Мар Муса) в Сирии.
0020

Синий на белом:
Деталь внешней правой створки триптиха с Богоматерью на троне. Находится на Синае. №21
0021

Знамена совершенно непохожи, и я не встречал убедительных объяснений, почему тот или иной флаг используется в каждом случае и что это за символика. При этом важно помнить, что изобразить верно флаг гораздо важнее, чем правильно изобразить доспехи или конскую сбрую.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ (ОКОНЧАНИЕ)
Но вернемся к нашей иконе со Св. Георигием и св. Федором Стратилатом, кроме западных флагов, нимбы у них в жемчужинах, однако же надпись донатора – греческая, читается она так: «Молитесь за Божьего слугу Георигия Парисиса». Познакомившись с надписью, многие исследователи возбудились и донатора сразу определили Георгием из Парижа – парижанином (точно так же не разобравшись, искусствоведы когда-то торопливо записали луккского художника 13 века Берлингьеро Меланезе из-за его фамилии в миланцы), после этого немедленно решили, что художник тоже француз (а кто же еще?), который приехал в Святую землю, быстро поменял стиль на византийский и стал работать исключительно на своих земляков-французов, которые почему-то в Святой Земле тоже сразу сменили свои вкусы и захотели не западную икону, а икону в стиле другой конфессии – православную, византийскую, но выполненную непременно своим соотечественником (чтобы не потакать чужим нациям?).
Гм. Но прошло немного лет, и все было перерешено, оказалось, что связи с французским искусством нет, что донатор – грек и фамилия его Париси (или Парисис – возможно, что последние буквы имени стерты), что заказывал он икону именно в греческом стиле, что потому надписи были на греческом (опять надписи!). Тогда тут возникает загадка, которую, вероятно, невозможно решить. Почему грек заказал икону у так называемого крестоносного художника и почему ему была безразлична крестоносная символика на флаге? Я думаю, что любой ответ на этот вопрос будет спекуляцией и лучше просто оставить его неотвеченным и помнить, что многое в прошлом нам непонятно.
Однако так как решено, что это икона имеет отношение к искусству крестоносцев, то принадлежность почему-то перерешать не стали (и не стали почему-то придумывать заново биографию художника и донатора), но продолжили искать в образе дополнительные латинские черты. На этой и на нескольких других иконах со святыми всадниками ученые (монотонно) отмечают, что конская упряжь абсолютно западная, особенно высокие седла. №18
0021a

Это типичное механическое наверчивание информации в подтверждение своей гипотезы.
Не буду скрывать, я не знаю точно, когда и насколько разные мастера икон (греки и французы), работавшие в Палестине, следовали натуре, когда, например, они изображали лица реальных людей, а когда нет, и насколько сейчас можно судить об этом. Однако точно известно, что в то время святых всадников иконописцы изображали идеализированными и не писали на иконах множество реально существовавших деталей конской сбруи (притороченные к седлу сумки, доспехи, мечи, еду и так далее). Точно так же известно, что высокое аварское седло было широко распространено и используемо в Византии с 13 века, а изображения высоких седел встречаются и раньше (например, на миниатюре из Псалтыри 9 века из монастыря Пантократора на Афоне).
Если бы у пишущих про «характерные высокие западные седла» было желание не заниматься копипастом, а проверять изображения, то они могли бы быстро найти несколько высоких седел с восточных икон и понять, что не только «крестоносцы» писали высокие седла, что эта деталь не может быть подтверждением или опровержением принадлежности к школе живописи.
Несколько высоких седел, написанных не крестоносцами:
№22 Святые князья Борис и Глеб. Фрагмент. Новгородская икона XIV в. Новгород Великий, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
0022

№23 Георгий Победоносец. Фрагмент. Греческая икона 15 век Италия. Виченца. Палаццо Леони Монтанари. Собрание банка «Интеза Санпаоло» (Intesa Sanpaolo)
http://www.ruicon.ru/arts-new/icons/1x1-dtl/grecheskaya/sv_vmch_georgij_pobedonosetc/?page_20=23&p_f_11_temp_id=1&p_f_11_88=&p_f_11_77[]=&p_f_11_28[]=&p_f_11_71[]=2241&p_f_11_16_link=&p_f_11_16=&p_f_11_6=&p_f_11_29_link=&p_f_11_29=&p_f_11_87=&p_f_11_75=1&ref-cat=
0023

В той же самой степени и треугольные стремена, широко изображавшиеся в византийском искусстве, искусствоведы тоже любят приплетать до кучи, чтобы доказать, что икона западная. Однако, не зная об этом отличительном признаке западного искусства, византийские художники на своих иконах изображали не только круглые стремена, но и треугольные.
Subscribe

  • Музей Израиля 2

    Служитель зала со старыми мастерами сказал, что я ошибся адресом, и посоветовал ехать в Эрмитаж и в Реал (имелся в виду музей Прадо в Мадриде), ибо…

  • Музей Израиля (в Иерусалиме)

    Главное в Музее Израиля это археология (превосходна и уникальна!) и еврейское прикладное искусство. Это два безоговорочных отдела. Про остальное…

  • (no subject)

    Провинция Здесь живут китайцы, сикхи, понаехав с Оста. Здесь живут живые психи, буйные и просто. Тут не верят в репортажи из Парижа-Рима, что в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments