сергей никольский (groningen_sn) wrote,
сергей никольский
groningen_sn

Categories:

Живопись Крестоносцев. Часть VII (продолжение)

Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.
Четвертая часть.
Пятая часть.
Шестая часть.

ЖИВОПИСЬ КРЕСТОНОСЦЕВ
Если все же нужно давать определения, то я сказал бы так: в Восточном Средиземноморье с 13 века появляется живопись с весьма характерными чертами, которые нигде больше не встречаются в такой комбинации и в такой концентрации. Судя по всему, в большей или меньшей степени живопись эта на самом деле была как-то связана с крестоносцами. Твердо можно сказать, что латиняне выступали заказчиками этих икон, а кто исполнял – остается неизвестным.
Если отвлечься от совсем фантастических деталей и выдуманных фактов и трезво оценить собрание на Синае, то к живописи крестоносцев достаточно уверенно можно будет отнести несколько десятков икон.
Признаками, отличающими эти иконы от других, будет местонахождение, латинские надписи, иконография, западные святые, некоторые детали вроде жемчужных нимбов или изображения Агнуса Деи.
Любопытно, что в пользу связи этих характерных икон из монастыря св. Екатерины с Западом говорит их дата. В Византии иконы писали с 6 века (кроме, разумеется, времени иконоборчества), в 11, в 12 веках дело шло полным ходом, иконы производились во множестве, художники гордо подписывались, заказчики твердо знали, что хотят, на Западе же такого почти не было, там иконы появились во множестве лишь в 13-ом, точно так же, как и эта группа образов, найденная в Синайском монастыре.

ПРИМЕРЫ ЖИВОПИСИ КРЕСТОНОСЦЕВ
Почти все приведенные выше иконы были из синайского монастыря св. Екатерины. Прежде, чем привести другие образы оттуда, я хочу показать иконы с Кипра.
Остров долго находился под властью западных правителей, потому ученые осмеливаются считать некоторые кипрские иконы иконами крестоносцев.

КИПРСКИЕ ИКОНЫ        
Святой Николай с житием Кипр 13 век. Большая икона 1.5х2 метра. Византийский музей, Никосия, Кипр. Клейма идут не вокруг изображения, как обычно в Византии, а лишь по сторонам, что мы часто видим в итальянских иконах, однако к искусству крестоносцев икону причисляют из-за «красно-синей палитры» и «небольших фигурок донаторов-латинян».
№51 http://www.noteartistiche.it/traduzioni/files/nicola_kacopedia.jpg
0051

№52 Богоматерь с младенцем Кипр 13 век. Византийский музей, Никосия, Кипр.
У подножия Богоматери – кармелитские монахи.
0052

Я уже упоминал, что кипрские иконы несколько неудобны для тех, кто пишет про живопись Святой земли, они словно размывают четкую границу, ясное определение «искусства крестоносцев». Непонятную в стилевом отношении икону из Восточного Средиземноморья часто считают написанной на Кипре. На некоторых кипрских образах присутствуют те или другие латинские черты, однако их к искусству крестоносцев обычно не относят. (Вот как важно местонахождение!) Хотя если прилагать к ним те же самые методы определения «крестоносности», то они вполне будут соответствовать требованиям.
Вот икона из коллекции Фанеромени в Никосии. Знакомая пастилья и самое главное на ней – геральдические лилии. Западные. Вроде бы логика, которая по неизвестному кресту на знамени определяла икону в качестве западной, должна работать и тут. Но икона считается кипрской.
№53 Апостол Павел Кипр 13-14 век. Византийский музей, Никосия, Кипр. http://cache1.asset-cache.net/gc/164081688-icon-of-saint-paul-13th-century-byzantine-gettyimages.jpg?v=1&c=IWSAsset&k=2&d=GkZZ8bf5zL1ZiijUmxa7QQ%2F9i384eGl%2B57wfK6tso%2Fzx9B7Hej7CkMtX2LkRE7xN
0053

Фрагмент. 53
0053a

А вот про эту икону решено (Фолда), что это живопись крестоносцев (хотя некоторые ученые считают ее кипрской).
№54 Архангел Михаил, ок. 1200. Монастырь Агиос Хризостомус, деревня Коутсовендис. (После турецкой оккупации Северного Кипра судьба иконы неизвестна). Вайцман думал сначала, что икону написали в его любимом скриптории в Акко, но потом решил, что она все же с Кипра, однако написана художником-крестоносцем, который уехал на остров после падения Акко. Решил он так из-за пастильи и «линейности в изображении лица». Как мы видим, если «Вайцман думал», то Фолда обязан был как-то отреагировать на это мнение, возражать не посмел и согласился.
http://3.bp.blogspot.com/_kwNBO3QjMa4/TPkR9p6eIgI/AAAAAAAAMA0/i1al6xB_6Tk/s1600/Archanchelos+Michael.jpg
0054

ИКОНЫ ИЗ ДРУГИХ СОБРАНИЙ
Икона из Италии, которую считают иконой крестоносцев (та же самая история, что и с №54: Вайцман решил, Фолда согласился).
№55 Богоматерь Одигитрия Аббатство ордена Василиан. Гроттаферрата. Икона засвидетельствована с 1230 года, в аббатстве ее считают происходящей из Константинополя. Мне она кажется вполне византийской.
0055

Интересно разобрать, почему эту икону приписывают крестоносцам. Когда говорят про искусство крестоносцев, то всегда имеют в виду западных художников, приехавших в Святую землю или родившихся, выучившихся и работавших там. У этой не подкрепленной фактами гипотезы есть и другие слабые места (помимо отсутствия фактов). Непонятно, куда подевались все эти мастера икон после разгрома государств крестоносцев. Вот и ищут судорожно иконы, которые эти художники-беженцы должны были написать после изгнания из Акко. Кто ищет, тот всегда найдет! Хотя находок было негусто. Например, губы и ухо одной миниатюры из Гильдесгейма чуть напоминали ухо и губы одной иконы крестоносцев (№67) Точно так же и наскребли атрибуцию Мадонны Гроттаферрата №64, однако никаких доказательств (вроде эмоциональности или пучеглазости) в пользу такой атрибуции Вайцман не приводит. Это тем более трудно сделать, что икона так сильно переписана, что под ней может оказаться вообще что угодно (надо заметить, что Вайцман не располагал рентгеновским снимком нижних слоев живописи этой иконы).
В этой главе были еще приведены диптих из Чикаго №1 и св. Георгий из Британского музея26, икона из Кафтуна (Ливан) №45-№46. Также в Музее Гране в Экс-ан-Провансе есть одна небольшая, приписываемая крестоносцам икона. Как мы видим, вне Синая хранится совсем немного вещей.

СИНАЙСКИЕ ИКОНЫ КРЕСТОНОСЦЕВ
А теперь иконы из монастыря св. Екатерины на Синае. При всем моем скептицизме я все же решил последовать атрибуциям Ярослава Фолды, я думаю, что он часто ошибается, но тем не менее это те иконы, которые СЕЙЧАС считаются живописью крестоносцев.
Фолда в своей первой книге про искусство крестоносцев впервые публикует черно-белую репродукцию еще одной иконы – №56 Двенадцать праздников, 1150 год, самая, по его мнению, ранняя из икон крестоносцев.
0056

Теперь же я приведу другие иконы без особых комментариев. Сначала я намеренно помещу подборку из самых разных, непохожих по стилю икон, чтобы показать, что к иконам крестоносцев относят всевозможные произведения, у которых совсем немного общего между собой, а потому сведение всех этих работ под заглавием «Живопись крестоносцев» оправдывает не стиль и не подход, а лишь местонахождение и слепота ученых.
Позже я показываю несколько икон одной группы, якобы однотипных, похожих одна на другую. Похожи они или нет – судить вам.
Все нижеприведенные иконы – 13 века.

Итак, иконы крестоносцев по атрибуции Ярослава Фолды. (Именно он составил первый более или менее полный каталог этих работ. Здесь я не буду придираться к его атрибуциям, а просто приведу работы, которые большая часть сообщества искусствоведов считает за живопись крестоносцев.)

№57 Шесть святых
0057

№58 Богоматерь Дексиократуса. (Это значит «правосторонняя», держащая Младенца справа.)
0058

№59 Святые Федор, Георгий и Деметрий
0059

№60 Богоматерь Одигитрия. (Некоторые ученые считают икону кипрской)
0060

№61 Богоматерь Одигитрия Дексиократуса (Присутствует латинская надпись)
0061

№62 Иоанн Предтеча в пустыне. (Очень странная. Плохое состояние, сильно записана, поэтому на репродукции кажется весьма поздней.)
0062

№63 Распятие
0063

№64 Богоматерь
0064

№65 Деисус
0065

На мой взгляд – все иконы так или иначе, но выполнены в рамках византийского канона. Говорить о некоем единстве – стилевом ли, профессиональном ли, техническом ли – не приходится.

ИКОНЫ «СКРИПТОРИЯ В АККО»
А сейчас несколько работ предположительно в одном (по уверению искусствоведов) стиле. Из той самой пресловутой живописной мастерской в Saint-Jean d’Acre. (Все нижеприведенные иконы также хранятся в монастыре св. Екатерины на Синае)

Первая икона это триптих, который считается центральной работой скриптория. Опять-таки существует масса придуманных историй, сочиненных про этот образ. Ученые находят тут три стиля, которые ими расплывчато называются Франко-Византийско-Крестоносный, Тоскано-Византийско-Крестоносный и Венето-Византийско-Крестоносный. (*Кроме этих стилей в книгах упоминается (по отношению к разнообразным иконам) еще несколько, а я предлагаю добавить в этот список и Коптско-Византийско-Крестоносный в иконе с Христом на троне, а также Арабско-Византийско-Крестоносный, потому что сохранилась одна икона с донатором в восточном тюрбане, список можно продолжать, покуда не исчерпаются все нации, жившие в Европе и на Ближнем Востоке.*) Попутно в историю вплетают заказчика, которым, по мнению историков искусства, являлось некое неизвестное нам по названию итало-французское религиозное братство, «которых был немало в Акко».
На левой створке присутствует сюжет «Коронование Марии», неизвестный в византийском искусстве.
С этой иконой связана любопытная деталь. В. Лазарев писал про нее, что «На одной из икон под троном Богоматери даже дан в перспективном сокращении плиточный пол». Никакой перспективы на самом деле тут нет, а это значит, что он не видел не только оригинал, но и репродукцию. Но не удержался и привел перспективу пола в качестве латинской черты.
№66 Триптих с Мадонной на троне. 1258-1260.
http://www.ruicon.ru/arts-new/icons/1x1-dtl/monastir_sv_ekaterini/triptih_bogomater_na_trone_s_arhangelami/?page_20=36&p_f_11_temp_id=1&p_f_11_88=&p_f_11_77[]=&p_f_11_28[]=&p_f_11_71[]=&p_f_11_16_link=&p_f_11_16=&p_f_11_6=&p_f_11_29_link=2145&p_f_11_29=505&p_f_11_87=&p_f_11_75=1&ref-cat=
0066

№66
0066a

№76 Внешние створки триптиха
0067a 0067

Св. Николай облачен в одеяние западного епископа.
Изображение Агнца (которого держит Иоанн Креститель) не встречается в восточной церкви с конца 7 века после решений Трулльского Собора. Это хороший указатель на связь с латинским заказчиком. 67
0067b

Следующая икона – одна из самых знаменитых. Упоминается почти в любом обзоре живописи крестоносцев. Раньше считалась «почти наверняка из Акко», какое-то время тому назад началось движение считать икону Кипрской. Некоторые стоят за Синайское происхождение, так как многочисленные изображения на иконе связаны с Синаем (Моисей, св. Екатерина, св. Иоанн Лествичник, Неопалимая купина.). Ученые очень любят обсуждать ее программу. (*«Программой» называют совокупность тем и сюжетов одного произведения – на фресках одного храма, на миниатюрах манускрипта, на сложной иконе, на скульптурных капителях храма и т.д. Программу составляли двое: художник и заказчик. Например, когда расписывали храм, то заказчик и художник должны были договориться, какие сцены и святые должны быть изображены, где и как они должны быть написаны. Можно сравнить программу с адаптацией романа для театра и кино – в романе множество действующих лиц, параллельных рассказов,  мелких деталей, в спектакль всё не поместится, поэтому режиссер со сценаристом должны от чего-то отказаться, а что-то включить в сценарий. «Программа» это любимое искусствоведами слово, подчеркивающее их профессионализм, потому они употребляют его, на мой вкус, слишком часто.*)
№68 Святой Прокопий Кесарийский и Богоматерь Кикотисса. 1280-е гг (таким образом это одна из самых поздних икон, созданная почти перед самым падением Акко).
http://www.ruicon.ru/arts-new/icons/1x1-dtl/monastir_sv_ekaterini/sv_voin_prokopij_diptih/?page_20=32&p_f_11_temp_id=1&p_f_11_88=&p_f_11_77[]=&p_f_11_28[]=&p_f_11_71[]=&p_f_11_16_link=&p_f_11_16=&p_f_11_6=&p_f_11_29_link=&p_f_11_29=505&p_f_11_87=&p_f_11_75=1&ref-cat=

http://www.ruicon.ru/arts-new/icons/1x1-dtl/monastir_sv_ekaterini/presvyataya_bogoroditca/?page_20=51&p_f_11_temp_id=1&p_f_11_88=&p_f_11_77[]=&p_f_11_28[]=&p_f_11_71[]=&p_f_11_16_link=&p_f_11_16=&p_f_11_6=&p_f_11_29_link=&p_f_11_29=505&p_f_11_87=&p_f_11_75=1&ref-cat=

00680068a

Фрагменты. 68
0068b

0068c

Диптих стал отправной точкой создания рассказа про скрипторий в Акко. Сейчас ученые уже не столь уверены в стиле Акко, видят в диптихе Кипрскую, Армянскую и Синайскую школы (можете выбрать). Исключительно высокое художественное качество иконы (это означает много золота и зализанность) сподвигло ученых выдумать не рядового заказчика, а настоятеля монастыря св. Екатерины, которому крестоносный художник, работавший в монастыре в то время (?), и написал этот богато разукрашенный образ.

(Иконы, которые я уже приводил выше, второй раз даются без ссылки и совсем небольшого размера.) №4, №5
00040005

№69 Святые Феодор и Деметрий. 1250-е гг.
http://www.ruicon.ru/arts-new/icons/1x1-dtl/monastir_sv_ekaterini/sv_fedor_i_sv_dmitrij/?page_20=43&p_f_11_temp_id=1&p_f_11_88=&p_f_11_77[]=&p_f_11_28[]=&p_f_11_71[]=&p_f_11_16_link=&p_f_11_16=&p_f_11_6=&p_f_11_29_link=2145&p_f_11_29=505&p_f_11_87=&p_f_11_75=1&ref-cat=
0069

№70 Деисус. 1280-е гг. Тоже из скриптория в Акко, тоже для известной нам Латинской капеллы.
http://www.ruicon.ru/arts-new/icons/1x1-dtl/monastir_sv_ekaterini/deisis3/?page_20=67&p_f_11_temp_id=1&p_f_11_88=&p_f_11_77[]=&p_f_11_28[]=&p_f_11_71[]=&p_f_11_16_link=&p_f_11_16=&p_f_11_6=&p_f_11_29_link=2145&p_f_11_29=505&p_f_11_87=&p_f_11_75=1&ref-cat=
0070

№70
0070a

№70
0070b

№71 Богоматерь Гликофилуса. 13 век.
0071

Фолда не считает эту икону принадлежащей кисти латинского художника, но возможность такой атрибуции рассматривается в каталоге выставки 2004 года в музее Метрополитен. Если этот образ все же посчитать за написанный в St. Jean d’Acre, то надо будет признать крестоносное происхождение еще за несколькими похожими иконами с Синая, а они своей массой размоют границы смутного «стиля скриптория из Акко».
№72 №73 №74
0072 0073 0074

№18 Св. Георгий и св. Федор Стратилат. Некоторые считают, что эта икона могла быть написана и на Синае.
0018
Subscribe

  • (no subject)

    *** Кто страшней, чем псих с обрезом? Кто на свете всех опасней? Кто из бестий всех зубастей? Это время на запястье и будильник заводной. Календарь –…

  • (no subject)

    О том, что такое Италия в представлении голландца, там не побывавшего (или побывавшего).…

  • (no subject)

    Как вместо кита стали изображать великую пустоту. И о пожарах.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments