сергей никольский (groningen_sn) wrote,
сергей никольский
groningen_sn

Category:

Живопись Крестоносцев. Часть VIII (окончание)

Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.
Четвертая часть.
Пятая часть.
Шестая часть.
Седьмая часть

МАСТЕРСКАЯ СВЯТЫХ ВОИНОВ
Словно выдумки скриптория было недостаточно! Иконы несколько иного стиля тоже стали приписывать Акко (непонятно почему), но для этого в уже известном и признанном скриптории выдумали так называемую «Мастерскую святых Воинов» (наряду с некоторыми другими мастерскими), где по мнению ученых и были написаны эти образы.
Двусторонняя икона 75 Св. Сергий и Вакх. 1280-е гг.
0075

Оборотная сторна иконы. 76 Одигитрия. (Ее любят связывать с иконой из Кафтуна.)
0076

№31 Св. Сергий.
0031

№77 Богоматерь Влахернитисса
0077
                           
№78 Святая Варвара и св. Симеон Столпник. На Синае есть еще несколько очень похожих по стилю икон.
0078

Теперь я хочу предложить моему читателю пойти в начало главки СИНАЙСКИЕ ИКОНЫ КРЕСТОНОСЦЕВ и быстро прокрутить их на экране компьютера вот до этого абзаца, окинуть их все взглядом. Я думаю, что вы не увидите корпуса похожих, единых по стилю произведений. Вы найдете самые различные манеры живописи, небрежную и торопливую руку, тщательную работу, умение и непрофессионализм, словом, эклектику.
Именно неровность ряда этих работ, соединенных под чарующим и понятным публике названием «ИСКУССТВО КРЕСТОНОСЦЕВ», как мне кажется, и вынуждает исследователей постоянно искать и находить латинские черты, строить странные, необоснованные теории, которые могут свести эти иконы вместе, и во множестве писать разную ерунду.

ПРИДУМАННАЯ МНОЮ ИСТОРИЯ
Здесь конец моего очерка. (Почти конец, потому что есть еще два приложения.)
Тем не менее, прежде чем закончить рассказ, я опишу, как представляю себе живопись крестоносцев. Представление это не основано полностью на фактах и я честно про это говорю. Однако невозможно собрать все известные и проверенные фрагменты истории и вывалить их, никак не связав. Человеческое сознание устроено так, что рассказ необходим. Потому тут будут присутствовать положения, которые невозможно доказать.

Живопись крестоносцев, если мы смотрим на динамику ее развития во времени, полностью повторила историю европейской живописи. В 12 веке писались фрески и выкладывались мозаики, это была традиционная монументальная живопись в византийском ключе. Если бы не их местоположение в Вифлееме и Абу Гоше, то никто не обратил бы на них особого внимания. В 13 веке, во второй его половине, в землях, удерживаемых латинянами, произошло чудо: вдруг начали заказывать и писать иконы. В православном же мире иконы писали всегда (с перерывами на первое и второе иконоборчество), а в католическом почти нет. Но вот со второй половины 13 века образы стали писать и для католиков. До нас дошло около сотни икон, так или иначе связанных с крестоносцами. Так как иконописцев на Западе почти не было да и стремиться в крестовый поход им не было резону, то иконы для крестоносцев в основном писали местные греческие художники, тем более что Византия и Кипр были недалеко. Возможно также участие и западноевропейских мастеров, но оно не было определяющим. Разнобой в качестве и в манере живописи подтверждает, что не было единой художественной школы. Уже на готовые иконы могли наноситься латинские надписи, но и греческие надписи шли в дело. Иногда заказчики требовали от художника изображения чего-то специального, например, чтобы ноги Христа были пронзены одним гвоздем. Иконописец исполнял подобные желания, но можно видеть, как он не знал, что сделать с ногами, и располагал их в странном, больше нигде, кроме Синая, не встречающемся положении. После разгрома крестоносцев греческие мастера, конечно, и не подумали ехать в Италию или Францию.
Определенные признаки живописи крестоносцев были связаны не только с пожеланиями заказчиков, но и с местной художественной практикой. Примером могут быть жемчужные нимбы, пастилья, орнаменты (чинтамани). Выделить из собрания на Синае иконы крестоносцев представляется очень трудным делом. Почти ни в чем нет уверенности. Вероятно, множество икон, которые считаются «крестоносными» написаны на Кипре, на Синае. Возможно, что иконы писались в иконописных мастерских собственно в Латинских королевствах, но у нас (пока?) нет об этом никакой информации.
Случайно сохранившиеся в монастыре св. Екатерины, сейчас они кажутся (в том числе из-за громкого названия) более значительными, чем на самом деле являются.
За пределами монастыря на Синае искусство крестоносев не сохранилось. На живопись Европы оно никак не повлияло.
Subscribe

  • (no subject)

    На настоящем корабле, придуманном художником.…

  • (no subject)

    *** Кто страшней, чем псих с обрезом? Кто на свете всех опасней? Кто из бестий всех зубастей? Это время на запястье и будильник заводной. Календарь –…

  • (no subject)

    О том, что такое Италия в представлении голландца, там не побывавшего (или побывавшего).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments